Как открыть бизнес по франшизе?

Франчайзинг — это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками:

— известной торговой маркой;

— номенклатура товаров должна быть ограничена.

Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:

— продукт (изделие, имеющее материальную форму);

— услуга;

— производственный процесс;

— бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);

— комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона — франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона — франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

1) Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

2) Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.

3) Отчисление в централизованный рекламный фонд.

4) Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.

Кредитное обслуживание малого бизнеса связано с высокими рисками, связанными с большим процентом разоряющихся малых предприятий (до 85%) в течение первых же нескольких лет после начала их деятельности.

Наиболее значимым преимуществом обслуживания франшизных компаний для банков является низкий уровень риска кредитования, поскольку среди франшизных предприятий только 14% франчайзинговых компаний в течение первых 5-ти лет закрываются по различным причинам. Минимизации кредитных рисков также способствует значительная степень квалифицированного планирования бизнеса франшизными компаниями, а также высокая степень проработанности технологии и бизнес-процессов их деятельности. У франшизных систем обычно имеется длительная история и значительный опыт ведения бизнеса.

Следует отметить такой позитивный элемент кредитования франчайзинговых компаний, как возможность разработки технологий «поточного» кредитования франчайзи, что намного проще, чем разработка подобной технологии для отдельных самостоятельных предприятий. «Поточность» кредитования обусловлена стандартизацией ведения бизнеса во франшизных компаниях. Кроме того, франшизные предприятия обеспечивают большую прозрачность своей деятельности для банка, чем обычные малые предприятия. Прозрачность франчайзинговых компаний связана с необходимостью для владельца франшизы обеспечения прозрачности всех бизнес-процессов с целью их тиражирования.

К сожалению, отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг». Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку обходных правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.

Более подробную информацию о конкретных предложениях, условиях можно узнать на специализированных сайтах в сети Интернет.

http://opora51.ru/kak-otkriti-busines-po-frenshize.html

Добавить комментарий